?

Log in

No account? Create an account

Мещанское гнездо

А кремовые шторы мне вешать лень

Previous Entry Share Next Entry
Еврейское
vedma
janka
Когда я общаюсь с американскими и канадскими евреями, я понимаю что жить мне нужно там. И это не вопрос уровня жизни или безопасности. Просто именно там существует еврейская жизнь, в моем понимании этого слова. А в Израиле ее нет.
Господин Давид Бен Гурион заслужил третье место, за уничтожение идишской культуры. Гитлера и Сталина ему обогнать не удалось, но место все равно призовое. Благодаря Бен Гуриону еврейской культурой у нас называются хороводы под переведенные на иврит песни Исаковского, завывания "каше ли" и иудаизм.
Для меня все это чуждо. То есть я могу прочесть, выучить и даже понять. Но это не мое и моим никогда не будет. А мое находится в Северной Америке. Концерты идишской песни, которые у нас можно услышать только в элитных домах престарелых. Действительно веселое празднование еврейских праздников, а не каноническое соблюдение буквы закона, с кошерной, праздничной улыбкой на лице.
Там светские евреи по праздникам ходят в синагогу. Я в синагоге не была уже несколько лет, так как не знаю синагогу в которую могла бы пойти. В сефардскую? Я там чужая. В ашкеназийскую? Там молятся действительно религиозные люди, светские не приветствуются. В Хабадную? Там мне будут рады, но я слишком хорошо знаю, чем хабад отличается от иудаизма. Многие знания многие печали, как сказал какой то еврей. Говорят, появились русские синагоги, в основном там собираются геры, которые всеми силами показывают свою святость. Спасибо, не надо. Может существуют синагога которая мне подойдет, но она дальше от моего дома, чем улица Архипова от Химок.
ТАМ на еврейской свадьбе подают свинину и креветок, зато невеста постится день до свадьбы потому что так надо. А под конец, старый дядюшка вспоминает, что полагается разбить стакан и разбивает свой, полный вина. Да Бруклин, да мещанство. Но это родное мне мещанство. В Израиле мещанство носит исключительно русский характер.Мы говорим что Брайтон-Бич и Ашдод близнецы братья. Но на Брайтоне в русских ресторанах играют семь-сорок, а в Ашдоде исключительно Таню Буланову.
Брайтоновские жители потребуют назвать внучку Рахиль, в честь бабушки. И дети назовут. В худшем случае назовут Рейчел. Ашдодские потребуют назвать Раей, Ибо бабушка была по паспорту Раисой Михайловной, а не Рахиль Мордуховной. Дети их пошлют. Если они жители центра страны, они назовут ребенка Рони. Если они богатые интеллектуалы, то назовут Реая. Если один из родителей израильтянин назовут Реут. Если они иерусалимцы назовут Тали-Рахель. Если они ашдодцы, назовут Настенькой. Потому что захотелось. И только ультроортодоксы назовут Рахель. Но только вторую дочку. Ибо первую назовут Хая-Мушка. И ашдодские родители будут стонать, что ребенку калечат жизнь. Впрочем нет, стонать не будут. Их после Хаи-Мушки ничем не проймешь. Всех этих девочек бабушка с дедушкой будут называть Райками. Но тихо, пока родители не слышат.
И лишь Рахилью никто в Израиле ребенка не назовет. Потому что нет такого имени в наших Палестинах. И поэтому я не чувствую связи поколений со страной моих предков.
Вы тут ругайте меня, а я пойду праздновать День Независимости. С которым вас и поздравляю.


С праздником! Интересно...
А еще тут в ресторанах ХавуНагилу поют и танцуют.
И в душе считают, что еврею нужно жить в Израиле.
Но я тоже не знаю в какую из 8 синагог в нашей нью-джерсийской деревне мне пойти :)
У моей младшей второе имя Натали, в честь дедушки Наума. Потому, что здесь Наоми (как хотелось бы наверное назвать) - это черная манекенщица-грубиянка :)

А я вот не знаю сколько в нашем районе синагог :))))))

И все это ничего не значит, поскольку это мы здесь, а они нет.

Какая бы у нас не была жизнь, но она настоящая жизнь евреев на своей земле. Поэтому все так противоречиво запутано и сложно и по-дурацки.
А быть евреем в России, или Америке, или в Австралии, это вроде как быть ролевиком. Играть в еврейство. И это можно делать черызвычайно убедительно.

Наши предки в Европе 100 лет назад тоже играли?

С праздником!))Согласна полностью.Когда я только приехала в Израиль,у меня был шок от почти полного отсутствия ожидаемого идиша в общении,что для евреев из Европы было удивительным.Потом столкнулась с тем,что многие из них,оказывается не любят идиш,хотя приехали сюда детьми в 50-х.Со временем звуки иврита компенсировали отсутствующий язык наших мам,тем не менее,чтобы не прервалась связь времён приходится прикладывать усилия.Поэтому ,с напряжением вслушиваюсь в передачи на идиш,пытаясь ,
если не пополнить ,то хотя бы не растерять то,что врезалось в детскую память. А всё остальное абсолютно верно,просто нам хочется сидеть на двух стульях одновременно,а это не очень удобно))).

Очень правильный пост.
Сколько не смотрю на "заграничных" евреев, они мне намного ближе и интереснее, чем израильские. Конечно, хорошо там, где нас нет, и с теми я не пожила 15 лет. Но раз я и здесь чужая, так какая разница?

Верно. Особенно про чужую.

Комментарий от моего мужа:

...и есть одно маленькое НО.
Брайтоновская внучка Рахиль (Рэйчел) вырасти еврейкой (осознать себя еврейкой) имеет весьма малые шансы. А ее потомство... теряет эти шансы так, что в третьем поколении они просто стремятся к нулю.
Если это для тебя не важно, то - живи на Брайтоне :)
Хотя мне (это уже я сама) будет тебя недоставать.

Re: Комментарий от моего мужа:

Не обязательно стремятся к нулю. Но шанс действительно в наличии :(
Мои дети однозначно считают себя евреями, хотя мой первый муж был на половину латыш, а второй полу-грузин/полу-украинец.
И это благодаря американскому обществу тоже - оно требует само индетификации и действительно, более чем толерантно, относится к евреям. Во всяком случае в районах где мои дети ходили и ходят сейчас в школы.
Но мой кузен женат на итальянке, а двоюродный племянник летом женится на гаитянке. Плавильный котёл. И на свадьбе был и будет раввин, после костёла :). И 7-40 играли и будут танцевать. Сложно все.

А чем хабад отличается от иудаизма? Я не знаю.
А, вообще, что случилось? Откуда такая обида? Везде свои реалии, выбирай подходящие.
Я, например, в той жизни была практически полностью ассимилированная, не то что идиш, просто ноль информации, единственный не худ.литературный источник- агитационная брошюрка "Закат иудейской религии". Переехала бы в Штаты, а не сюда, так бы невеждой и осталась. Сын так точно бы евреем не стал.
Конечно, странно, когда мою кузину в честь бабушки Милы Мейравкой назвали. А вторая таки Рахель, в честь прабабок с ашкеназкой и с тунисской сторон у вполне секулярных родителей.

Это не обида. Это попытка понять чего мне по жизни не хватает.

Мы, видимо , очень разные люди, но всё , что я сейчас прошла - это мои мысли.
Даже добавить нечего. Хочется мне того же самого, не хватает того же и дикие мысли возникают, что если мы окажемся в другой стране, то будем ближе к еврейской традиции чем здесь и сейчас.
А ещё я когда-то учила идиш по зёлёной книжке , для непрофессионала вполне терпимо знаю идишисткую музыку и литературу , держу в доме приличное количество дисков и пластинок .Хотела делать вторую по идишу,не решилась...вроде как лишняя трата денег и времени.

А жуткие слоги ,вроде Нир , Рам,Мор ,которые не то имя девочки ,не то мальчика, не то фамилия( я в школьной библиотеке работала)? Это какие имена ,еврейские...я так собаку не назову..

Не идеализируй. И не идеализируема будешь. Я понимаю что на дальнем газоне трава кажется зеленее в силу "оптического обмана зрения". На "русских" свадьбах и прочих ируим попса и "ретро 70-х" звучат по времени не меньше чем 7-40 и Хава Нагила. А то и больше. От слова "рабай" лично меня передергивает, а иначе его никто не называет. В ответ на вопрос "ты говоришь на хибру?" хочется вцепиться в морду спрашивающего и повиснуть. Аналогичные порывы возникают когда при тебе кому-то объясняют что Ханука - это такое рождество для евреев. Ну и раввины(тьфу!) женского пола, езда на машине в синагогу по субботам... А что такого - мы реформисты, и вообще нам пешком далеко и влом. Уж на что я некошерный... Кстати, а ты ведь дочку тоже не Рахелью назвала?

И это все правда :)))

Не знаю, не знаю.
И в этой стране я могу быть евреем. Не русским, не израильтянином, а именно евреем, таким, как я хочу. И именно в этой стране я могу им быть и не чувствовать никаких неудобств. В отличие от той страны, откуда мы приехали.
Вообще, каждый человек может быть тем, кем хочет.

У меня вот не получается. Тянет к толпе :((

И да, и нет.

Вопрос, что человеку от еврейской культуры и еврейской жизни нужно: Шолом-Алейхем (который эрзац применительно к русской литературе не в меньшей степени, чем Исаковский на иврите применительно к еврейской культуре) или РАШИ и РАМБАМ.

Мне как раз нужен Шолом-Алейхем. О РАМБАМе до приезда в Израиль ничего не знала.

Офф. А что это все дома в ЖЖ сидят? А ну марш на улицу - веселиться с народом!

Не трави душу. Муж приболел, а одной скучно :((

Пошла смотреться в зеркало, но ультраортодоксихи там не увидела :) Ну да, я ведь дочку назвала не в честь бабушки Раисы Михайловны (которая по паспорту, кстати, была Рися, как родители ее и назвали), а просто потому, что так захотелось. Что ж мне теперь, в Ашдод переезжать? :)

А если более серьезно, то с американским еврейством дело обстоит вовсе не так уж радужно. Если судить по нашим американско-канадским родственникам и знакомым, то от них до еврейской жизни как от меня до Луны.

Я все ждала, когда ты придешь :))), хотя про бабушку и не знала :))

У меня есть ощущение, что от меня, до еврейской жизни как до луны. И это при том что я отмечаю праздники.

Приезжайте к нам в Текоа

у нас Рахелей больше чем в Бней Браке

Re: Приезжайте к нам в Текоа

В Ткоа была. Рахелей не встречала. Рахилей тем более.

pohozhie mysli. no jeto illjuziya chto jeto evrejskaya zhizn'. zdes' mozhno ob jetom ne zadumyvat'sya i vse ravno nashe evrejstvo nikuda ot nas ne denetsya, a tam- esli vsego jetogo ne delat' to my prevratimsya v "nikogo"

Наверное ты права.

У меня обратный случай.

Я ОЧЕНЬ хорошо понимаю Бен-Гуриона.
Светская идишская культура и иудаизм- если не враги, то антиподы.
Как Сон и Явь.

Жрать свинину с устрицами на еврейской свадьбе и запивать ее столетней выдержки сладкими идишскими песнями -можно только во сне, в котором многие из нас, еврейчиков, и пребывают.
Спать лучше в США.
Жить и бороться еврей может - только в Израиле.
А для работы и борьбы музыка подходит любая, если она:
1) красивая
2) ритмичная
3) созвучная настроению и жизни
то есть вся лучшая мировая современная -
это и есть ЕВРЕЙСКАЯ музыка.
Сюда, думаю, относятся и лучшие песни группы Тату.)
Короче, все что помогает жить, чувствовать, молиться с каваной и бороться.
Евреи не музыканты. Евреи священники. Музыку (хорошую) пусть создают другие. Эминем. 50Сент.
Когда евреи всерьез высунув язык создают нерелигиозную культуру это почти так же отвратительно и смешно, как если немцы учат евреев этике и религии.
:))