?

Log in

No account? Create an account

Мещанское гнездо

А кремовые шторы мне вешать лень

Previous Entry Share Next Entry
Сумасшедшая мамаша первоклашки
Ayala
janka
Итак, я со своей первоклашкой немного запуталась. Пытаюсь привести мысли в порядок, что бы понять где я не права. Так как это достаточно длинно и занудно, засовываю под кат. Те, кого детная тема не интересует, может туда не лезть. Если те кто дочитают это до конца, дадут советы в стиле "контрол-фрик, отстань от ребенка" или "мамаша, по вам соцслужбы плачут" буду рада.

Итак, введение. Когда я училась в первом классе у меня очень тяжело заболела мама. Папа и бабушка по очереди дежурили у нее в больнице. Меня отправили к другой бабушке. Бабушка меня очень любила, но всякий раз когда я садилась за уроки, она говорила мне "не знаю как ты справишься, ведь я тебе помочь не могу, у меня только 4 класса образования". Я отвечала что все сделаю сама и делала. Качество было так себе. В школе мои личные проблемы никого не волновали и мне объясняли какая я дура.

В результате, когда мама выздоровела, я не давала никому проверять мои уроки. Ведь я могу сама! Поэтому мои уроки были отданы мне на откуп. Если я чего то не понимала, то могла спросить. Спрашивала я только по тем предметам, по которым у меня были не плохие оценки: математика, физика, литература (по истории вопросов не было, были только комментарии "смотрите какой бред тут написан"). С русским, химией и биологией пыталась справиться сама. Получалось плохо. Родители вмешивались только в крайних случаях. Они говорят, что ничем помочь не могли, ведь вся проблема в дисграфии. Советовали мне на париться. У меня не получалось. Самооценка ползла вниз. Зато самостоятельность лезла вверх.

В Израиле мне это очень помогло. Многие мои сверстники, которых жестко контролировали до эмиграции, в новых условиях растерялись. А для меня ничего не изменилось, кроме отсутствия русского языка в программе. Поэтому я хорошо сдала багрут, сделала первую и вторую степени. Родители в моей учебе участвовали по минимуму. А моя самооценка осталась ниже плинтуса. Раньше я считала что подход моих родителей к моей учебе это самый правильный подход. Я научилась что рассчитывать можно только на свои силы. Теперь я думаю что возможно своевременная помощь, подняла бы мои оценки хотя бы по химии и биологии, и этим подняла бы самооценку. А может и нет.

У Игоря была другая ситуация. Его учебу контролировали и в институте тоже. Результат - первая степень, престижная специальность. Он уверен что подход его родителей наиболее правильный и с Аялой надо вести себя так же. Правда в реале ее учебой практически не интересуется.

А теперь у нас первоклашка. В классе у первоклашки в основном дети из культурных, ивритоговорящих семей. Многие пришли в первый класс уже умея читать. А у Аялы, по мнению логопеда, "бшелут меухерет". В садике она так и не выучила все буквы. Сейчас учит их успешно, но ей тяжело - ведь программа рассчитана на детей, которые буквы знают. А Аяле еще и важно быть не хуже других. Поэтому я достаточно много с ней занимаюсь - повторяю буквы, слушаю как читает. Все остальные занятия в этом году я отложила на "когда научится бегло читать на русском и иврите".

Уроки она делает обычно в продленке. Но иногда забывает или не успевает. Если забывает я ругаюсь, потому что мне жалко тратить на это наше время. Однажды заставила ее делать уроки когда мы с Аби готовили. Забывать не перестала. Учительница проверяет уроки выборочно. Поэтому я проверяю ее сама. Если вижу одну-две ошибки на страницу (обычно по математике), при том что это явно от невнимательности, не дергаю ее. Главное что принцип понимает.

Уроки она хочет делать только со мной. То есть делает она их сама, я только читаю задания, но она хочет что бы я сидела рядом, или хотя бы заходила в комнату раз в пару минут. Мне это мешает. Во первых я контрол фрик. Мне всегда хочется ей подсказать, разъяснить, ускорить процесс. По моему это не правильно. Во вторых, надо же ее приучать к самостоятельности. Но если я отказываюсь быть с ней, она ноет и нефига не делает. А мне хочется побыстрее закончить эту бодягу, поэтому я иду у нее на поводу. Я ломаю ей жизнь?

При этом я постоянно просматриваю ее учебники. Знаю наизусть что они учили/учат/будут учить. А вдруг она не поймет/пропустит. Я псих и мне надо лечиться от обсесивно-компульсивного синдрома?

А на закуску самое веселое. Пришел мне мейл от ее учительницы. Что скоро у них в классе будет не контрольная, а проверочная работа (мивдак) по математике. Два диктанта уже были, теперь математика. Оценки им конечно не ставят только смайлики (всем) и исправляют ошибки. Так вот учительница прислала список тем, которые на этом мивдаке будут. Типа подготовьтесь с ребенком. Математику мой ребенок знает хорошо. Поэтому моя реакция на мейл учительницы "Чаго?!! Какая подготовка к экзамену в первом классе? Пусть так идет!" . Игорь же считает что надо приучать что к экзаменам надо готовиться. И что мне с ней сидеть и давать задания? Или дать список тем и пусть сама выпутывается? А может все же забить?


Мой подход: доверяй, но проверяй
Да, мы каждую неделю готовимся с Яэль к диктанту
Математика проще:дала листик с примерами, потом проверила правильность выполнения
её учительница в 1 классе, бывший командир в армии (привет мужу) построила всех детей и родителей, надо подписывать каждое домашнее задание, т.е ты видела выполнение, и даже подписывать проверенную учительницей контрольную.

Мы только чтение подписываем и контрольные. А за идею листка с примерами спасибо. Так и сделаю.

э...а в чем проблема-то?

это стандартно про "подготовьтесь" с ребёнком
если ребёнок материал знает готовиться действительно нет к чему
им дают еще такие "дапэй ахана" делать в классе, если сделала все в классе и правильно - значит готова

про уроки у нас было так:
первый класс первое время читала задания (она тоже буквы знала читать не умела)
математику - полностью сама
иврит требовалась помощь первое время
как научилась читать - уроки делала сама, если были вопросы я помогала, НО первое время она тоже просила что бы я сидела рядом, плавно перешли к тому что я готовила она делала уроки на кухне...уроки я всегда проверяла и если нужно было исправляла (иврит/грамматика)
постепенно она становилась уверенней в себе
под конец первого класса делала сама у себя за столом, я проверяла выборочно
сейчас во втором классе, иногда просматриваю учебники, уроки делает сама
я не проверяю

Спасибо.
А когда она на кухне делала уроки ей младшие не мешали? У нас Авигайль очень мешает.

ну ,насколько я знаю, учителя всегда говорят перед мивдаками подготовиться, вроде как пролистать изученное и убедиться, что все изученое понятно. в первом классе это все совсем не страшно, да и во втором тоже...вы главное не переживайте. будьте с ней рядом пока ей нужна ваша поддержка в уроках..первый класс это ж малышка еще, ей правда нужно для уверенности, чтоб кто то помогал с уроками. пусть помощь заключается в просто сидении рядом. моя малая до третьего класса уроки хотела делать со мной, пока я не стала перегибать палку со своими криками (нет у меня педагогоической жилки, я ,если она не понимает и тупит, сразу психую)- тогда она отказалась и стала мне просто приносить на проверку..а до третьего нуждалась в помощи,т.к. в школу шла плохо зная иврит и все что касалось иврита ей давалось не легко..скажу.что были моменты, когда я пускала на самотек и не проверяла и не помогала, она опускалась вниз п о оценкам..делала на тяп ляп, лень было думать немного...поэтому я выбрала бдить, как говорится, делание дом.задания...
здесь система неплохая в том плане, что от малыша первоклассника требуют конечно определенные вещи знать, но за незнание никто не тыкнет пальцем и не скажет-смотрите , он двоечник!- как унас там..а похвалят за другие умения и поощрят за старание...поэтому желаю вам не впадать в панику и не переживать сильно по этому поводу... еще важно очень и многое зависит от учительницы. очень много зависит. мы (двое детей) умудрились поучиться у четырех учительниц в первом классе. очень разные люди и соответственно очень разные подходы и реакции детей.

Если тебе всё же интересно

Напишу тебе то, что уже писала Светке. Наговорю банальностей.
Дети все разные. Все по-разному работают с информацией. Собственно, взрослые тоже, но это уже их проблемы. А дети - есть те, которые могут учиться только самостоятельно, они внутри всё сами с собой где-то варят, потом выдают результат. А есть те, которым нужен тьютор, а потом спарринг-партнёр, об которого обколачивать свои соображения. Видимо, это ваш случай.
Ты контрол фрик, по тебе доктор плачет, и вообще у тебя собственные проблемы - дело не в этом :) твой ребёнок - это отдельный человек, который имеет право на собственный путь развития, в том ключе, в котором ей удобно. Ты можешь только помочь и не мешать. Помочь - сидеть рядом. А лучше посади её за кухонный стол и пусть делает свои уроки, пока ты готовишь. И она с тобой, и уроки делаются. Ей, видать, важна твоя поддержка. Не подсказывай, пока не просит, поправляй только, если не понимает принцип - тут ты всё делаешь абсолютно правильно. Это не ломание жизни, не на поводу - это семья и тепло, поддержка, главным образом моральная, и знак, что ты на её стороне. Следи только, что она не вязнет в этих уроках регулярно больше получаса, ну часа - это значит, что она что-то не понимает капитально, там тех уроков должно быть...
С математикой такая хрень. Что я успела увидеть, тут их учат по большей части из рук вон плохо. Т.ч. лучше следить и не запускать для собственного спокойствия, чтоб потом годами расхлёбывать не пришлось. Вмешиваться - только по необходимости. Готовиться там нечего наверняка, но стоит ненавязчиво, в жизненной ситуации, проверить, понимает ли она эти темы. Мы "ходим в магазин" и проверяем чеки, например, когда нам нужно понять, как округлять и зачем это нужно. Главное - им практически не объясняют, зачем. Дают метод (типа - округляйте туда, округляйте сюда, дроби перемножить числители-знаменатели), дают упражнения, которые они механически делают. А зачем это вообще сдалось - не объясняют. Вот это, на мой взгляд, объяснять и нужно. (Если что, у нас сейчас борьба за математику в шестом классе, ыыы).
Вообще, мне кажется, ты всё правильно делаешь. Учебный процесс, с которым я столкнулась, загадочен, домашки не проверяют (проверка математики, как недавно выяснилось, выглядит так - учительница проходит по рядам, заглядывает в учебник и смотрит выборочно, сделано ли задание; правильно или не правильно, а также путь решения, никого не интересует - в результате они учатся угадывать результат, что в какой-то момент перестаёт срабатывать). Вообще фидбека ноль - а потом ивхуним дидактиим и репетиторы за деньги. Т.ч. лучше перебдеть в смысле связи с программой, а ребёнку дать функционировать в собственном ритме, помогая по требованию или когда ты видишь, что совсем затык.
Извини, что долго и нудно, но у меня просто эта система вызывает скрежет зубовный до глистов, и я очень тебе желаю не угодить в ту же ловушку.

Re: Если тебе всё же интересно

За столом в кухне делать уроки не возможно - ей Аби мешает. Все остальное приму на вооружение.

до сих пор Бени к контрольным не готовился. но недавно написал мивдак по лашон на 86 и я забеспокоилась.
домашние задания в первом классе я всегда делала с ним (сам он жутко медленно писал) в начале второго класса тоже, потом как получится. проверяла много, не знания, а что не забыл сделать, то что задали. что все сложил в рюкзак. сейчас про домашки напоминаю в основном. если есть вопросы, он спрашивает. подумываю забрать его с шахмат - мне надоело пинать, чтоб делал домашние задания, плюс почти не играет.

Ясно. А с тобой он писал быстрее?
По поводу шахмат, я бы поставила ультиматум: либо уроки без пинания, либо бай-бай шахматы.

Я не поняла, как твоя самооценка связана с твоей учебой, и с твоими успехами и не успехами. У тебя были хорошие оценки по предметам, кт тебе нравились, не растерялась в Израиле, вторая степень, работа вроде тоже ничего. Ты что, химию, и дерьмовую советскую историю забыть не можешь?
Не знаю, как принято в Израиле. Советско-российская система: сидеть над ребенком в начальных классах, чтобы приучить, а дальше - все равно с ним не справиться. Первый класс очнеь сложный. В Америке - наоборот. Учеба начинается с средней школы. Тогда и начинают убиваться над учебой. А начальные классы простые, можно разгоняться. Или проблема в том, что бы быть не хуже других?

Ты все верно поняла. Израильская школа скорее похожа на американскую (хотя я читала что сейчас в америке в младших классах супер нагрузки). Но во первых ребенку таки надо научиться читать. И моей без помощи дома это делать сложно. Да, и среда тоже влияет.
А самооценка, это вещь субьективная. Зависит от самовосприятия а не от степеней.

<вы хочете песен - их есть у меня>

Я научилась что рассчитывать можно только на свои силы

"Его учебу контролировали и в институте тоже"


Да вы просто созданы друг для друга : сильная женщина и привыкший к контролю мужчина !

Что до темы - если ребенок способный и мотивированый, то его можно контролировать, можно не контролировать, на результат особо не повлияет. Делайте то, что доставляет вам удовольствие и помните, что когда хорошо родителям, тогда хорошо и детям

Впрочем, ваше поколение состоит из контрол-фриков чуть больше, чем полностью, так что вы будете контролировать, контролировать и еще раз контролировать

В моей школе было так много факторов, понизивших мою самооценку ниже плинтуса, что оценки были последним из них.
Ни меня, ни брата никогда не контролировали, помогали только по просьбе, никогда не делали с нами уроки, не готовили к контрольным и не собирали портфель. Все были здоровы, просто считали, что мы должна всё это делать сами. Результат - оба вы учились, у обоих степени, хорошие специальности (про престижность не знаю). В первом классе я помогала детям делать уроки, если не могли прочитать задание - читала, но не сидела всё время рядом и не была в курсе всех тем. К контрольным я не готовлю, только напоминаю подготовиться. И держу руку на пульсе - если вижу, что есть проблемы, помогаю разобраться.

А как ты держишь руку на пульсе если не знаешь всех тем?

Я тебе расскажу то что я вижу на своем опыте. В Союзе я была отличницей никогда особо не напрягаясь. К контрольным не готовилась, уроки делала легко, родители никогда не проверяли. Самооценка у меня была выше крыши. Так вот, в Израиле я с этим очень сильно накололась, ибо приехала я в 9-ом классе, отучилась полгода в ульпане, а в десятом начался тихий ужас. Потому что английский, по сравнению со здешними школьниками ужасный, по гуманитарным предметам очень высокие требования, ибо багрут на носу, а на одной математике с физикой далеко не уедешь, особенно если тебе берет 15 минут перевести задачу, а потом 2 минуты ее решить. А не умею и не привыкла учится тяжело и систематически. Научилась правда, помогли навыки музыкальной школы, там всегда нужно было заниматься. Школу закончила хорошо, с потом и кровью. Но самооценка ушла в одно место и возвращатся начала, ты будешь смеятся, только сейчас. Это после девяти лет в универе и трех (!) степеней.

Поэтому я говорю так: самое важное в школьные годы это привить ребенку навыки учебы, и самостоятельной и в группе. Научить его воспринимать материал и анализировать его, а не только запоминать. Развивать память, особенно фотографическую, навыки быстрого чтения. Этому к сожалению не всегда учат в школе, а еще там к сожалению очень часто прививают детям ненависть к самому процессу учебы.

Я не думаю, что ты псих. За учебой да нужно следить, но главное не перестараться. Если не заниматься систематически, не будешь знать в чем ребенок слаб и где ему требуется помощь. С другой стороны, если держать все под жестким контролем, ребенок не научится брать ответственность. Например если ты будешь у нее все решения всегда проверять, есть риск, что на контрольной она будет не способна проверить себя сама. Короче, держать руку на пульсе.

В конкретном случае, перед контрольной, я в чем-то с Игорем согласна. Если это не "бохан-пета", даже зная, что материал хорошо усвоен, его стоит слегка повторить. Не готовится в полном смысле этого слова, а еще раз убедится, что все хорошо. И для самооценки полезно и навык на будущее.

Беда именно в том что я не знаю где проходит граница между жестким контролем и рукой на пульсе. Оценок в первом классе не ставят. Если есть серьезные проблемы учитель говорит родителям. Но до этого не хочется доводить.

Мне кажется что ты совершенно нормальная.
Смотри, у меня личного опыта с первоклашками нет, могу рассказать про себя. Меня дома не контролировали, совсем, потому что оценки всегда и так были хорошие. Проблема в том, что домашки я делала на подоконниках за минуту до урока. И поэтому нормальных навыков учебы у меня небыло. Пришлось их потом и кровью в себе воспитывать когда уже стало совсем никак без этого. Мне кажется поэтому, что подход "доверяй, но проверяй" более правильный. И да, желательно ребёнка приучать что к экзаменам готовятся - ведь правда ж, это жизнь :)

Аяла домашку на перемене делать не будет - зачем себя лишать перемены? :)
А насчет приучить готовится к контрольным, у нее ж на это еще лет 10 есть. Мне кажется странным готовится к тому что знаешь.

"Уроки она хочет делать только со мной"
Жан, ну она маленькая еще очень, что такое первый класс? :) У нее мотивация на личность, в данном случае, на тебя, на твое одобрение.
Олька права, дети действительно все разные. Поэтому не надо заморачиваться ПРИНЦИПАМИ, не ищи тут ИДЕЮ. Делай так, как ПОЛУЧАЕТСЯ. С единственной фигой в кармане: как только ты чувствуешь, что вот тут уже твое присутствие не обязательно... - бегом из этой сферы, и пусть ребеночек барахтается сам :). Это принцип ленивых родителей, и он очень правильный. :))
И еще замечание: ты можешь, если чувствуешь, что так надо, проверять все на свете, включая количество недоеденных кусков бутерброда. Но это совершенно не означает, что об этом должен знать ребенок :).
- А по математике что, ничего не задано?
- Ничего...
- Ну ты проверь, пожалуйста...

Как-то так :).




Вот это то и проблема. Я боюсь что втянусь и не успею вовремя убежать.
А куски бутерброда я таки одно время проверяла. Потому что не жрет, сволочь. Пока не поняла что ребенок скоро додумается выкидывать остатки пищи :)

думаю, обе схемы, взятые "на флаг" чреваты проблемами.
То, что ты пишешь я читаю как потребность Аялы в эффекте присутствия. Нормально для младшей школы. А ты говоришь, что у нее учеба идет тяжелее. Думаю, надо решать задачи "покоровно", то есть отложить приучение к самостоятельности на следующий этап. А контрол фрика таки давить, то есть эффект присутствия давать по максимуму, а оптимизации - редко или по запросу. У тебя есть что-то, с чем можно сидеть рядом но не в ее тетрадке?
Я в общем стараюсь со своими теориями в чужую жизнь не мешаться, но мне в твоей записи слишком много что резонирует.

Ой, вмешивайся, я ж тут сама советов попросила. А контрол фриков я давлю. Долго и безуспешно :)

Слушай , люди разные. Оказавшись в ситуации , схожей с твоей , я поняла , что уроки я делать сама не могу вообще. Вообще. Не потому даже , что я не хотела их делать , а потому , что просто не могла сфокусироватся , не могла понять с какой стороны начинать , что к чему , куда ... И эта проблема осталась. В то время , как выполнение уроков со мной , не заключалось в том , что урок делали вместо меня. Но бабушка подходила , проверяла , задавала темп , иногда наводящие вопросы. Иногда объясняла то , что я не понимала. Мне нужно было ощущение контролирующего взрослого. То есть , бывают люди , которым это нужно. И поскольку , как ты говоришь , ты ей даже наводящих вопросов не задаешь и она все сама , то понимая , что тебе тяжело и нудно и жаль этого времени , я бы "делала уроки с ней".
В отношении подготовки к мивдаку , я бы прошлась с нею лениво по темам , не столько для того , чтобы натаскать , сколько для формирования привычки готовится к экзаменам.
Смотри , из того , что ты рассказываешь об Аяле , она скорее всего не вырастет не самостоятельной и не желающей для себя большего (как я понимаю , это твоя область уязвимости в случае с твоими детьми ). Но даже если предположить , что она будет менее самостоятельная и амцибицозная , чем тебе хотелось бы , ей совершенно не обязательно прийдется очень тяжело и трудно. Умные люди находят относительно креативные решения своих проблем , даже имея такие недостатки , как отсутствие самостоятельности (оно впрочем тоже бывает разным. И с моей точки зрения , тот тип , который граничит с беспомощностью , ей не грозит)

Спасибо. Последний абзац очень верен, но я это всегда забываю. Повешу у изголовья кровати и буду перечитывать каждый вечер :)

Ну, как уже было сказано - дети все разные. У меня двое старших всегда всё делали сами, без напоминаний, с разной скоростью, но проблем никогда не было. С Эстер же кошмар и ужас - сначала её не усадить, потом она постоянно отвлекается, половину забывает сделать, и так далее. Оставить её одну без контроля невозможно, и это при том, что ей 11 лет. Говорить что она уже большая девочка и должна сама бесполезно. Поэтому я свои вечера провожу в борьбе за домашнее задание. Не то, что я с ней сижу рядом, но всё время нахожусь в пределах видимости. В таких вопросах не место идеологии, надо делать так, как на сегодняшний день лучше ребёнку. Рано или поздно они все становятся самостоятельными. А пускать на самотёк при том, что очевидно не всё гладко, опасно. Если Айяла с самого начала начнёт в школе отставать, то потом она вообще учиться не захочет, а догонять будет тяжело.

Спасибо. Это важно, то что ты сказала.